Статья 17415

Название статьи

О НАШЕЙ ГЛАВНОЙ ИНТУИЦИИ И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ 

Авторы

Гагаев Андрей Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), gagaevp@mail.ru
Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gagaevp@mail.ru

Индекс УДК

37.03

Аннотация

Актуальность и цели. Предмет исследования в статье – психика человека в ее связи (единстве) с мирозданием и педагогическая поддержка воспитания у человека таких (вселенских) черт, как открытость, направленность к удержанию в себе полноты мироздания и субъектность.
Материалы и методы. Методологией осмысления указанной проблемы является учение о человеке как вселенской духовности, восходящее к мифологиям Востока, философии античности, Средних веков, Нового Времени, русской религиозной философии. Человек в контексте названных воззрений трактуется как духовность, каковой изначально имманентны все ее возможные (жизненные) актуализации (Платон, Аристотель, Августин и др.).
Результаты. В статье человек рассматривается как существо, себе (и социуму) не принадлежащее (в абсолютном смысле), как существо, активно причастное к происходящему в мироздании. Человеку как духовности онтологически присущи такие (вселенские) черты, как незамкнутость, непредельность, причастность к происходящему во всем и вся. Общая незамкнутость, непредельность и причастность человека к происходящему в мироздании поддерживают возникновение и развитие в его психике таких черт, как открытость (восприимчивость всего и вся, отзывчивость ко всему), направленность к удержанию полноты мироздания и субъектность (осознание себя). С поддержанием и развитием этих черт в психике человека связывается решение вопросов воспитания последнего (интеллектуального, нравственного, иного). В статье определяются направления педагогической поддержки названных черт психики человека: педагогика невмешательства и семантический подход. Фокусом педагогического внимания в рамках обоих подходов становится семантика сознания индивида. Педагогом актуализируются в сознании человека семантики, вводящие его в мир вселенского бытия (семантики связи всего и вся, ответственности за все и др.). Приводимые положения актуальны для педагогики современной средней школы.
Выводы. В качестве итогового в статье формулируется положение о целесообразности в условиях школьного обучения обращения к вселенским (надличностным) чертам психики человека.

Ключевые слова

человек, онтология, интуиция, вселенскость, семантика, педагогика, невмешательство, поддержка.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1984. – Т. 4.
2. Мир философии. – М. : Политическая литература, 1991. – Ч. 2.
3. Шарден, П. Т. Феномен человека / П. Т. Шарден. – М. : Устойчивый мир, 2001.
4. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М. ; Л. : АПН РСФСР, 1948.
5. Парменов, А. А. О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе / А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4 (16). – С. 70–77.
6. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М. : Книга, 1991.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:20
Дата обновления: 05.05.2016 12:44